Модератор круглого стола Елена Михайлова - руководитель правового департамента компании Russ Outdoor, провела краткий обзор вопросов регулирования отрасли наружной рекламы, рассказав об актуальных законопроектах.
В рамках Конференции «Эффективные визуальные коммуникации: решения и практики», которая прошла в Москве 16 марта в event-холле «ИнфоПространство», Национальная Ассоциация визуальных коммуникаций провела Круглый стол: "Реклама для города, или город для рекламы. Наружная реклама в регионах: проблемы и особенности развития. Актуальные вопросы правового регулирования наружной рекламы".
Среди обсуждаемых вопросов Круглого стола модератор Елена Михайлова - руководитель правового департамента компании Russ Outdoor, провела краткий обзор вопросов регулирования отрасли наружной рекламы, рассказав об актуальных законопроектах.
Одним из них являет Законопроект об организации дорожного движения, который находится на рассмотрении в Государственной Думе после первого чтения. Елена Михайлова отметила, что «это очень опасная тема, совсем на первый взгляд не связанная с рекламным бизнесом и рекламными конструкциями». Законопроект регулирует только общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения. При этом под организацией дорожного движения понимается деятельность по упорядочиванию движения транспортных средств и пешеходов на дорогах, направлена на снижение потерь времени при их передвижении, при условии обеспечения безопасности дорожного движения. Законопроект имеет важное значение и стоит в приоритете законодательных инициатив, поэтому будет принят в обязательном порядке.
В то же время, указанным проектом вводится понятие документации по организации дорожного движения и устанавливается абсолютный запрет на размещение на дороге сооружений или объектов, не предусмотренных документацией по ОДД. Таким образом, рекламные конструкции, остановочные конструкции, озеленительные сооружения – это все те объекты и сооружения, которых не должно быть на дорогах. Операторы наружной рекламы, администрации городов объединились и внесли следующие предложения по изменению: П. 5. Ст.11: «На дороге запрещается размещение технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных документацией по организации дорожного движения». Следовательно, закон будет сфокусирован только на тех средствах организации дорожного движения, которые он должен регулировать: дорожные знаки, светофоры и т.п., и не будет касаться рекламных и информационных конструкций и других объектов городской инфраструктуры, размещаемых вдоль автомобильных дорог. Теперь остается ждать второго чтения законопроекта. О чем мы будем сообщать на сайте НАВК.
Другим важным документом является Законопроект о поддержке малого и среднего бизнеса. С одной стороны есть много положительных моментов, так как создаются единые правила проведения торгов для всей Российской Федерации, которые будут определяться Правительством РФ, формируются условия прозрачности проведения торгов. Информация о торгах и об условиях заключенных договоров будет размещаться на официальных сайтах в сети «Интернет». С другой стороны есть ряд факторов, которые могут негативно отразиться на отрасли. Во-первых, данным законопроектом предусмотрено установление доли для малого и среднего бизнеса от 20 до 100%, что создает значительные ограничения не только для крупного бизнеса, но для развития малого и среднего. Данный законопроект не дает возможности роста и развития бизнеса, так как по условиям заключенных договоров должны сохраняться все первоначальные условия участия в специализированных торгах, т.е. компании должны оставаться субъектами малого и среднего предпринимательства в течение всего срока действия договоров. Положениями законопроекта четко определен только нижний порог доли рынка в конкретном субъекте для реализации специализированных торгов, который составляет не менее 20% , а верхний может быть установлен вплоть до 100% , и в конечном счете определение точного процентного соотношения доли субъектом малого, среднего и крупного бизнеса будет относится к компетенции органов местного самоуправления, которые будут принимать индивидуальные решения. Таким образом, есть высокая вероятность ограничения конкуренции для представителей крупного бизнеса. Кроме этого по условиям законопроекта для компаний- победителей в специализированных торгах не будет возможности эффективно использовать актив – сдавать рекламные конструкции в аренду, передавать в управление, вносить в качестве вклада во вновь создаваемые компании. На сегодняшний день предложено очень много изменений в этот законопроект, мы надеемся, что они будут конструктивны, в частности, в обязательном порядке будет обозначен предельный порог доли малого и среднего бизнеса, который обеспечит развитие справедливой конкуренции.
Следующим важным нормативным документом является Законопроект о внесении изменений в закон «О рекламе» № 19694-7. К сегодняшнему дню на протяжении последних 10 лет в этот закон уже было внесено более 40 изменений. В настоящее время законопроект находится на стадии рассмотрения перед первым чтением с Государственной Думе. Его основная задача - разделение функций по реализации государственной политики в сфере наружной рекламы между органом местного самоуправления и федеральным органом государственной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта. Законопроектом устанавливается, что выдача разрешений и разработка схем размещения наружной рекламы будет осуществляться либо владельцем автомобильной дороги либо органами местного самоуправления. С принятием законопроекта замещение и дублирование полномочий органа местного самоуправелния федеральным органом государственной власти в части разработки схемы размещения рекламных конструкций на отдельной территории негативно скажется на единстве градостроительной политики. Ситуация непростая, поэтому НАВК ждет предложений от всех участников рынка.
В завершении обзора законопроектов Президент Национальной ассоциации визуальных коммуникаций Владимир Рябовол добавил: «Вся эта напряженная работа как никогда сплотила операторов и серьезно актуализировала необходимость возрождения индустриального объединения участников рынка, в частности на платформе Национальной ассоциации визуальных коммуникаций. Мы и в дальнейшем будем стараться объединять усилия операторов, интеллектуальные ресурсы, а также использовать опыт лучших представителей индустрии для создания возможностей развития отрасли, ее соответствия лучшим мировым и технологическим стандартам».
Национальная ассоциация визуальных коммуникаций запускает на своем сайте открытую дискуссионную площадку, куда можно направлять свои предложения и вопросы. Все предложения можно направлять также на электронную почту: info@navcrussia.ru